Правомерны ли проверки ГИТ малого бизнеса в 2021 году?

Правомерны ли проверки ГИТ малого бизнеса в 2021 году?

Вопрос аудитору

Организация относится к субъектам малого предпринимательства, включена в реестр. Получили из государственной инспекции труда документ о проведении внеплановой проверки в 2021 году без указания оснований для ее проведения (есть ссылка только на служебную записку самой инспекции). Правомерно ли это?

В 2021 году установлен мораторий только на плановые проверки организаций и ИП, которые отнесены к малому бизнесу и включены в реестр СМП. При этом запрета на внеплановые проверки в законодательстве нет. Таким образом, проведение внеплановой проверки в отношении малого предприятия соответствует законодательству.

При этом важно, что любая проверка должна проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором обязательно указываются (ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее – Закон № 294-ФЗ):

1) наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора);

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

5.1) подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Таким образом, в приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки обязательно должны быть указаны правовые основания для ее проведения. Эти основания поименованы в п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ и должны указываться в типовой форме приказа (распоряжения) о проведении проверки (утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141).

Внеплановая проверка может проводиться на основании мотивированного представления должностного лица по результатам анализа мероприятий по контролю, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, юрлиц и ИП от органов местного самоуправления или из СМИ.

Если внеплановая проверка проводится по результатам рассмотрения поступивших обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц), то Типовая форма предусматривает указание реквизитов этих обращений. А если проверка проводится по результатам рассмотрения информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления или СМИ, то в Типовой форме также должна быть указана эта информация.

Также внеплановая проверка может проводиться при выявлении параметров деятельности лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки. Если внеплановая проверка проводится по этому основанию, то в Типовую форму включаются сведения о выявленных в ходе проведения мероприятий индикаторах риска нарушения обязательных требований.

Таким образом, что бы ни было основанием для назначения внеплановой проверки, в распоряжении о ее назначении должны быть сведения о фактах, которые послужили причиной проверки.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации есть основания полагать, что приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки не содержит сведений, которые в нем должны быть отражены в соответствии с законодательством. Подобный приказ (распоряжение) может быть обжалован проверяемым лицом в порядке, установленном ст. 23 Закона № 294-ФЗ.